Методическая копилка

Методическая копилка

Организация педагогического процесса в ДОУ

 

Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, подразумевающая прежде всего психологически бережное отноше­ние к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Жизнь в ДОУ должна быть организована так, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей и мешать ей.

Это находит отражение в гибком режиме под условным названием «Подвижное в неподвижном». Суть его - в свободном выборе воспитателем деятельности детей в зависимости от поставленных им задач, погодных условий, объема и сложности обучающего материала.

Воспитатель сам решает, в каких формах и видах деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи. Он обязан продумать стиль и модель общения с воспитанниками, позаботиться об эмоциональном фоне детской деятельности.

Известно, что отношения детей с воспитателями играют огромную роль в формировании их личности, В речи воспитателя, в примерах, которые он демонстрирует своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.

 В своих отношениях с детьми воспитатель должен помнить о том, что:


- ребенок ему ничего не должен; это он должен помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным;

- в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает, и только с учетом его состояния и интересов требовать от него соблюдения социальных норм и правил;


- навязывание правил и требований против воли детей - это насилие, даже если намерения взрослого преследуют благие цели;
- запретов и требований не должно быть много - это ведет к пассивности и низкой самооценке воспитанников;
- тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи воспитателя так же, как и драчун и егоза;
- благополучная социальная ситуация развития - лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития.
Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

Воспитатель при отборе методов и приемов взаимодействия с детьми должен помнить следующее:
- Обеспечивать успех во всех делах ребенка, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи - его задача.
- Хвалить надо от души, а верить и доверять безоговорочно.
- Необходимо договариваться, находить общее решение, уступать желаниям.
- Прощать следует искренне.
- А вот сравнивать детей, ставить их друг другу в пример, а также приказывать, требовать жестко не следует.
- При организации жизни детей целесообразно учитывать задачи развития и воспитания, возраст детей, их интересы, потребности и возможности.
- Выбор содержания деятельности должен идти от детей, их желаний и уровня развития. Дети должны быть участниками планирования деятельности: их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейшие критерии отбора содержания воспитания и обучения и сроков его реализации.
Благодаря такому открытому планированию детям предлагают то, что для них значимо в данный момент жизни. Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя, которая должна стать свободной от жесткой методической и содержательной регламентации.

В работе воспитателя всегда присутствует определенная доля импровизации. А для этого необходимо особое профессиональное умение - умение длительно и систематически вести наблюдения за детьми, анализировать и интерпретировать результаты наблюдений, которые и становятся основой открытого планирования.

Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух основаниях:
- на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса);
- на педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педа­гогического процесса).

Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей, внесения размеренности в их жизнь необходимо поддерживать ее стабильные компоненты, осуществлять привычные для детей ритуалы: режимные моменты (сон, питание, прогулка), систематические занятия, утреннюю гимнастику, обсуждение предстоящих дел и т.п.

Наряду с этим в повседневную жизнь важно вносить элементы сюрпризности с тем, чтобы разнообразить ее, сделать радостной и интересной; сохранить специфику игры и обучения, одновременно давая простор для реализации позитивных детских замыслов.
Нынешние дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Их развитие не может не зависеть от этого. И не учитывать данное обстоятельство - значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии ребенка.

Ведь еще Л.С. Выготский подчеркивал, что обучение не должно плестись в хвосте развития, оно должно опережать его. Но фраза Выготского, к которому всегда апеллируют сторонники «раннего обучения», многократно повторяя, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой», имеет окончание: «но обучать ребенка возможно только тому, чему он способен обучаться». И это су­щественно меняет дело: есть еще один важный момент, который нельзя не учитывать. Поэтому, приступая к работе с детьми дошкольного возраста, важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей.

Для этого необходимо следующее:

- Помните: принудительное обучение чему-либо бесполезно. Обучение надо организовать таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое, научиться новому.

- Знайте: только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

- Учитывайте: лучше слышат того, кто тише говорит.

- Помните: у каждого ребенка свой срок и свой час постижения: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро» (Ж.-Ж. Руссо)

 

 - Сравнивайте достижения ребенка только с его же собственными, но не с достижениями других людей; избегайте отрицательных оценок и личности ребенка в целом, и результатов его деятельности.


Обучая детей, учитывайте их индивидуальные особенности. Максимум внимания уделяйте отстающим: с новым материалом их нужно знакомить раньше, чем других детей (они должны опережать, а не догонять группу).

Средства наглядности должны иметь границы, т.е. соответствовать возрасту детей, их возможностям, а также программным задачам, этапу усвоения материала.

Обучение должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения ими проблемных задач.

Должны быть созданы условия для использования ребенком поисковых способов ориентировки: чаще обращайтесь к детям с заданиями - подумать, догадаться.

При выполнении заданий у ребенка должна возникнуть потребность в знаниях, в том числе способов решения задач.

Дети должны научиться точно и связно выражать свои мысли: не нагружайте их обилием терминов - объясните суть выражаемых ими понятий. Понимание важнее запоминания!

Ныне признано всеми: без обучения не может быть развития. Что это означает с точки зрения дошкольников? Это правильно построенный процесс обучения, направленный на сохранение самобытности и специфики дошкольного детства, нормального хода развития детей. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвра­щение первоначального значения слову «занятие» - заниматься с детьми чем-то интересным и полезным для их развития, но не в форме школьного урока, заниматься подгруппами, которые могут формироваться в соответствии:
- с медицинскими показателями, особенностями темперамента и складывающегося на его основе характера (подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность);
- с темпом и общим уровнем развития каждого ребенка, его умственными способностями и эмоциональным и нравственным развитием;
- со склонностями, интересами и предпочтениями самих детей;
- с содержанием педагогического процесса.

Из сказанного следует: подгруппы формируются всякий раз по-разному. Чрезвычайно важно, чтобы комплектование групп не носило статичного характера: каждый ребенок всегда должен иметь потенциальную возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и смены интересов.


Методологические подходы к организации занятий с детьми дошкольного возраста
(памятка для воспитателя)

1. Образовательная ситуация на занятии конструируется так, чтобы ребенок обязательно занимал активную позицию: в процессе деятельности он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.

2. На занятии должен главенствовать дух открытия.

3. Обязательны смена мизансцен и движение.

4. Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде.

5. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).

6. Помнить о необходимости развития речи в любых формах деятельности.

7. Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю.

8. Учить детей видеть возможность многовариантности выполнения заданий.

9. Статическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия. Продолжительность работы в ученических тетрадях (в клетку) или на печатной основе на занятиях по обучению грамоте или математике - не более 10 минут на одном занятии.

10. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения.

11. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Именно такое обучение является личностно ориентированным: в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности, таких, как самостоятельность (способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода индивида в своих поступках и ответственность за них); инициативность (способность начать какую-либо игровую и продуктивную деятельность и вовлечь в нее других детей); ответственность (сознательное соблюдение моральных принципов); творчество (творческое воображение, любознательность, интерес к бытовым и техническим приспособлениям, достижениям научно-технического прогресса); компетентность (определенный объем знаний и субъективный опыт в разных сферах окружающей действительности, в том числе в способах познания, простейших измерениях, экспериментировании с предметами); коммуникатив­ность (способность добиваться социальной общности при сохранении собственной индивидуальности); воля, или произвольность (способность управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами).

Известный отечественный ученый А.В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что «основы всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в первые годы жизни ребенка в детстве... От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем и все последующее формирование всесторонне развитой личности». Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть нацелен на развитие личности каждого ребенка.

Проект "Мамочка милая, ангел с небес!"
Интегрированное занятие "Солнечный клоун"
Развлечение «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»
Родительское собрание "Что я знаю о своём ребёнке?"
Презентация проекта "Мини-музей ракушек"
Презентация проекта "Огород на окне"
Развлечение "Моя любимая мамочка"

Методические рекомендации для педагогов

 

 Методические рекомендации для родителей

 ПЕРЕЧЕНЬ САЙТОВ, ПОЛЕЗНЫХ ДОШКОЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ

http://www.ed.gov.ru -  Сайт Министерства образования РФ

http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).

http://www.danilova.ru  Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Ранее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.

http://edu.rin.ru/preschool/index.html  Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации.

http://www.kindereducation.com «Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей».

http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека. Публикации альманаха затрагивают различные аспекты раннего развития детей и разбиты на разделы, соответствующие различным возрастным группам: от 0 до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет.

http://talant.spb.ru  Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей. Статьи, публикации и обсуждения разбиты на соответствующие разделы: цели и задачи; профессия: родитель; созидание талантов; родительский тест; детский психолог; ситуации; Вальдорфская педагогика; темпы и нормативы и др.

http://www.babylib.by.ru/ Библиотека маленького гения. Сайт предлагает статьи, тексты книг и различную информацию о Раннем Развитии детей. Имеются тематические подборки о методиках Н.А.Зайцева, Б.П.Никитина, М.Монтессори, Г.Домана, Р.Штайнера, В.П.Тюленева. Библиотека формируется из материалов, присылаемых посетителями.

http://azps.ru/baby/index.html До и после трех. Сайт посвящен дошкольному развитию, в особенности - раннему развитию. Он построен в виде справочника, сборника занятий, в том числе упражнений, которые можно проводить с ребенком, по темам - читаем, думаем, считаем, речь, окружающий мир, двигаемся, компьютер, ИЗО. Разделы сайта: принципы правильного обучения; тесты; психологический словарь; статьи по детской психологии; классификации.

http://ivalex.vistcom.ru/ Все для детского сада. На сайте представлены методические разработки; консультации для воспитателей по конкретным вопросам; примеры организации занятий с детьми; материалы по основам безопасности; нормативная документация; коллекция обучающих игр, сказок, песенок, стихов; материалы по вопросам здоровья малышей.

http://www.intelgame.ru Умные игры - умные дети. Сайт компании, производящей развивающие игры для дошкольников. Разделы сайта: Умный ребенок (воспитание, обучение, развитие); Школа для родителей (лекторий для родителей, родительский клуб), Психологическая служба (интернет-диагностика детей от 2-х месяцев до 3,5 лет, консультации психологов); Конференция по раннему развитию детей и развивающим играм и др.

http://www.metodikinz.ru  Методики Н. Зайцева. Официальный сайт. Обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам. Дается перечень и описание пособий, отзывы о методике педагогов и родителей, публикации о методиках.

http://doshkolnik.ru/  Дошкольник. Этот сайт - для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Так же можно найти интересную информацию для детей: стихи, сказки, умные задачки, познавательные статьи. На сайте представлена также большая коллекция сценариев -школьных и к различным праздникам.

http://wunderkinder.narod.ru/  Wunderkinder.  На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Flash-мультиков и игр. Все разработки построены с учетом психофизиологических особенностей детей. Материалы по русскому языку, математике, чтению, изучению окружающего мира, биологии, истории, рисованию предназначены для обучения детей дома, в садике, в начальной школе.

Журнал Обруч – http://www.obruch.ru

Журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru

Сайт «Всё для детского сада»  www.ivalex.vistcom.ru

Дошкольник RU http://doshkolnik.ru/scenary.php

Детский сад. Ру.http://www.detskiysad.ru

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.

Сайт "Воспитатель"http://vospitatel.com.ua/

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

Детский сад. Ру.

ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.http://detsadd.narod.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/

- наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»

Журнал "Справочник старшего воспитателя"http://vospitatel.resobr.ru/

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»http://www.menobr.ru/products/7/

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. 

Газета «Дошкольное образование»http://best-ru.net/cache/9988/

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"http://festival.1september.ru/

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.http://www.doshvozrast.ru/

Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий

Всё для детского садаhttp://www.moi-detsad.ru

 Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

 

 

 

Городские акции
  • Городская воспитательная акция «Мой выбор – будущее России!»
Как нас найти:
Фотоальбом:
  • Школа светофорных наук
  • Утренники, посвящённые 8 марта
  • Спортивный досуг
  • Развлечения
  • Новогодние утренники
  • Осенняя ярмарка
  • 11
  • Мой выбор - будущее России
  • День города
  • В гостях у Нептуна
  • Дню России
  • День защиты детей
  • Выпускные балы
  • День победы
  • Земля - наш общий дом
  • Весенние развлечения.
  • Огород на окне.
  • День здоровья.
  • Масленница
  • Осень к нам пришла
  • Наши игры.
  • День здоровья
  •  День 8 Марта
  • День Защитника Отечества
  • Слава, Рождеству!
  • Новогодние утренники
  • Осенние утренники
  • Осенняя ярмарка
  • День воспитателя
  •  лето 2016
  • наша группа Ромашка
  • День знаний
  • В гостях на праздничной линейки СОШ №72
  • Танцевальный марафон
  • Волшебная нить
  • Праздник Нептуна
  • Неделя
  • Малые Олимпийские игры 2016
  • Праздник Эколят - молодых защитников Природы
  • Малые Олимпийские игры 2016
  • Сказка оживает
  • Ах, ты Русь, удалая!
  • Детское время
  • Выпускной в старшей группе
  • Выпускной бал в группе Ромашка
  • Фотоальбом
  • Весенние развлечения
  •  Концерт городского фестиваля
  • День здоровья
  • ЗОЖ Колокольчик
  • Под грибом Колокольчик
  • 8 марта колокольчик
  • Крупа Колокольчик
  • Масленица Колокольчик
  • Огород Колокольчик
  •  День смеха
  • Неделя театра
  • Маша и медведь в гостях у ребят
  • Музей ракушек
  • Проект
  • Осенний утренник
  • Липецкая звёздочка - 2016
  • Экскурсия в музей МЧС г. Липецка
  • Участие в кинолектории Золотые ручки
  • Масленичная неделя
  • Экскурсия в музей
  • Мы трудимся
  • Масленицу встречаем - зиму провожаем!
  • 8 Марта
  • День мам
  • Утренники, посвящённые Международному Дню 8 Марта
  • 8 Марта
  • День матери группа Ромашка
  • Праздник осени группа Ромашка
  • Новый год группа Ромашка
  • 1 сентября группа Ромашка
  • День защитников Отечества
  • Открытое занятие
  • Зимушка-зима
  • Малышок
  • Рождественские посиделки
  • Группа «Солнышко»
  • Зима 2015
  • Лето 2015
  • День знаний! (преемственность школы № 72 и детского сада № 119)
  • Осенняя ярмарка «Дары осени»
  • Новый год 2015
  • Липецкая звездочка 2015
  • Утренник 8 марта
  • День космонавтики
  • Ярмарка весенняя
  • Выпускной в подготовительной группе
  • Вот и осень к нам пришла
  • С Днём рождения, любимый город!
  • Музыкально-спортивный праздник
  • День защиты детей
  • Фотогалерея
  • Выпускной бал
  • Мероприятия, посвящённые 70-летию Дня Победы
  • Весенняя ярмарка
  • 8 Марта
  • Выступление и ярмарка
  • Новогодний альбом
  • День матери
  • Наши достижения
  • Осенние утренники
  • Заколдованная шкатулка из города ПДДейка
  • Осенняя ярмарка
  • День Государственного флага Российской Федерации
  • День города
  • Праздник лета
  • Наша территория
  • Интерьер нашего сада
  • Летняя Олимпиада
  • День России
  • День защиты детей
  • Весенние утренники
  • День здоровья
  • День матери в группе
  • Наша жизнь в детском саду группа
  • Новый год 2015 группа
  • Новый год 2016 группа
  • Проектная деятельность Огород на окне
  • Театрализованная деятельность