Фестиваль родительских инициатив
VII Фестиваль родительских инициатив
Номинация «Воспитывающая среда»
Название проекта |
Музей – мастерская «Русская изба» |
Цель проекта |
Созданиемузея-мастерской«Русскаяизба»в целях патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: · познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину; · воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам, мастерам; · воспитывать любовь к своей большой и малой Родине; · воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. |
Сроки проекта |
Реализация проекта разделена на несколько этапов: I этап март-сентябрь – закупка стройматериалов, постройка и внутренняя отделка «Русской избы»; II этап сентябрь – оформление экспозиции музея-мастерской; III этап октябрь – открытие музея-мастерской «Русская изба». |
Количество участников |
В реализации проекта приняло участие более 100 инициативныхродителей. Родители закупали стройматериалы, принимали участие в строительстве «избы». Организовывали акцию по сбору предметов быта и кухонной утвари, одежды, аксессуаров, музыкальных инструментов и изделий декоративно-прикладного творчества. Помогали подготовить открытие музея. |
ФОТОГАЛЕРЕЯ |
|
1.До начала проекта. Музей-мастерская «Русскаяизба» помог бы дополнить тематическую зону «Деревня», где ребята смогли бы лучше узнать бы ти народную культуру нашейстраны. |
|
2.С марта по сентябрь проходил этап постройки будущей «избы». Родители закупили стройматериалы и сами возвели дом. |
|
Внутренняя отделка помещения. |
|
3. В конце лета инициативные родители провели акцию «Подари музею экспонат», в которой было собранно более ста предметов. Из собранных старинных вещей составили экспозицию «Русская изба». |
|
Вот что у них получилось…
|
|
4. Завершением проекта стало яркое и весёлое открытие «Русской избы», с караваем и пирожками для всех участников. |
|
Видео с открытия музея-мастерской «Русская изба» |
|
5.Теперь для ребят в «Русской избе» проводятся экскурсии, где экспонаты можно не только рассмотреть, но и потрогать руками, поиграть.
|
Номинация «Семейный праздник»
Название проекта |
«Широкая Масленица» |
Цель проекта |
Приобщение семьи к культуре русского народа, его традициям, истокам.
Задачи: v знакомить детей и родителей с русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.); v развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; v формировать любовь к Родине, ее традициям; v воспитывать духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение; v создавать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица»; v способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащать духовный мир; возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. |
Сроки проекта |
с 28февраля по 5 марта 2022г.
|
Количество участников |
В реализации проекта приняло участие20родителей.
|
Сценарий мероприятия |
Паспорт проекта: Вид проекта: познавательно-творческий. Сроки реализации: краткосрочный с 28 февраля по 5 марта. Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, педагог-психолог, муз.руководитель, родители (20 чел). Актуальность: Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей. Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа. Цель:Приобщение семьи к культуре русского народа, его традициям, истокам. Задачи: v знакомить детей и родителей с русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.); v развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; v формировать любовь к Родине, ее традициям; v воспитыватьдуховно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение; v создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица»; v способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащение духовного мира; возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Предполагаемые результаты: 1. участники проекта имеют первичные представления о празднике Масленица, о народных играх, обрядах; 2. умеют изготавливать кукол-масленичек (кукол - оберегов); 3. знают заклички, пословицы, стихи, песни, хороводы о празднике Масленица; 4. создана методическая копилка по теме проекта. Продукт проектной деятельности: 1. папка-передвижка и плакат «Широкая Масленица»; 2. бумажная кукла Масленичка; 3. тряпичные куклы-обереги; 4. оформление книги рецептов масленичных блинов; Форма проведения итогового мероприятия: Развлечение для детей и родителей «Приходи к нам, красна Масленица!». Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап: ( информационно-накопительный) · определение темы проекта; · формулировка цели и задач; · мониторинг детей и родителей; · создание творческой родительской группы; · составление перспективного плана реализации основного плана проекта; · разработка сценария мероприятия; · подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций; · подготовка атрибутов к народным подвижным играм и соревнованиям; · создание мини-музея «Русская изба».
2. Основной этап: (организационно-практический) · отгадывание загадок о празднике Масленица; · рассматривание сюжетных картин о праздновании Масленицы и составление по ним описательных рассказов; · посещение музея НиДПИ (вместе с родителями). Познавательное развитие: · просмотр презентации «Празднуем Масленицу»; · ОД по ФЦКМ «Госпожа Масленица». · беседы о народном празднике Масленица; · беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов. Приобщение к художественной литературе: · подборка стихов, рассказов, частушек, дразнилок, закличек. Художественно-эстетическое развитие: · конструирование из бумаги «Кукла Масленичка»; · ручной труд «Куклы-обереги» (мастер-класс от родителей); · разучивание народных песен; · шумовой оркестр на народных инструментах с родителями. Физическое развитие: · подвижные игры «Ручеёк», «Гори, гори, ясно», «Заря-заряница», хороводы (с родителями); · соревнования между группами: «Кто быстрее», «Перетягивание каната», «Эстафета с блинами». 3. Заключительный этап · папка-передвижка «Широкая Масленица»; · оформление паспорта проекта «Широкая масленица»; · оформление книги «Рецепты блинов»( родители); · развлечение для детей и родителей «Приходи к нам красна Масленица»; · фотоотчёт о мероприятии; · подготовка презентации и защита проекта «Широкая Масленица»; · чаепитие «Пир на весь мир» (с родителями). Результат Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение знаний о народном празднике Масленица.
Сценарий квест-игры «Приходи к нам, красна Масленица!» Герои: Скоморох – муз.руководитель, Сударушка – воспитатель, Сударыня – педагог-психолог,Зима, Солнце, Медведь, Волк, Заяц – родители. (выходят Скоморох и Сударушка, выносят Масленицу) Сударушка: Здравствуйте, ребята дорогие, Маленькие и большие! Здравствуйте, гости! Милости просим! Скоморох: Собирайтесь, гости! Встречать Масленицу годовую, Нашу гостьюшку дорогую! Масленицу широкую открываем, Веселье начинаем! А ну народ не зевай, а в дружный хоровод вокруг нашей Масленицы вставай. (Хоровод вокруг Масленицы) Скоморох: Сегодня нашего праздника девиз: «Играй - не ленись, знай себе - веселись!» Сударушка: Ведь сегодня в светлый праздник Затей много у нас разных! Русскую зиму проводить нужно Задорно, весело и дружно! (звук метели, входит Зима) Зима:Это кого вы спровадить собрались, меня что ли? Скоморох: Да, Зимушка,тебя, ведь люди Весну ждут, тепла. Сударушка: Да ты в календарь загляни, настал день Масленицу праздновать. Зима:Никуда я не пойду. Я ещё править буду. А Масленица к вам не приходила, вы её не видели (забирает чучело у Скомороха) И ещё не скоро увидите (убегает) Сударушка: Вот тебе раз! Что делать будем? Как Масленицу выручать станем? Скоморох: Ну, я не знаю. Надо подумать, чего Зима боится. Сударушка: Волка? Медведя?(нет) Ребята, а вы знаете? (тепла, солнца)Конечно, давайте мы к Солнышку за помощью обратимся (зовут Солнце) «Солнышко помоги нам Зиму растопить, да Масленице с Весной дорогу уступить». Выходит Солнце: Эх, помогло бы я вам, да только нет силы у меня без моих лучиков. Зима бурю снежную подняла да лучики мои по белу свету разбросала. Скоморох: Делать нечего, нужно на поиски лучиков отправляться. (Дети идут к станциям) Станция1.(детей встречает Медведь) Здравствуйте, ребята. Знаю-знаю что случилось. Видел я как Зима Масленицу унесла. Сам расстроился, только проснулся, а теперь как быть, снова в спячку ложиться? Только не пойму, чем помочь я могу? (дети говорят, что ищут лучики) Да-да, есть у меня лучик, он ко мне в берлогу пробился, ярко светил, меня разбудил. Только просто так я вам его не отдам, давайте силой мериться. Одолеете меня – лучик ваш. (Медведь тянет канат с детьми, проигрывает, отдаёт лучик) Станция 2.(детей встречает Сударыня) Ребята, я тоже пока за вами шла, смотрю что-то в снегу светится. Это лучик, но он не простой оказался, на нём задание написано.«Масленицу ожидайте, да закличкой зазывайте» Ребята, а вы знаете Масленичные заклички? (дети называют, получают лучик) Станция 3.(детей встречает Волк) Здравствуйте, ребята. Знаю-знаю, что случилось. Видел я, как Зима Масленицу унесла. Сам расстроился, опять зима, голодно мне зимой, сложно в белом снегу зайчишек отыскать. Хорошо мне нынче повезло, в деревне меня добрые люди Масленичными блинами угостили. Только не пойму, чем помочь я могу? (дети говорят, что ищут лучики) Есть у меня такой, только не помню куда его припрятал, вроде между блинов положил. Давайте мы блины перетаскаем, лучик и найдём. (Эстафета с блинами) Станция 4.(детей встречает Скоморох) Ребята, смотрите, я нашел лучик (лучик висит на ветке, к нему ведут следы, разложенные на снегу), но добраться до него можно только по следам. Следы эти не простые, на них загадки написаны.(предлагает отгадать, отдаёт лучик) Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет (весна) Круглые, да не колеса, Горячие, да не солнце, Не пироги, а есть их можно. Что это? (Блины) Что за праздник - объеденье! В этот день печём блины. Их помажем мы вареньем, до чего вкусны они! (Масленица) Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все… (Солнце) Станция 5.(детей встречает Зайчик) Здравствуйте, ребята. Знаю-знаю, что случилось. Видел я, как Зима Масленицу унесла. Сам расстроился, ведь пора мне белую шубку на серую менять, от волка да лисы прятаться устал, ни кусточка, ни листочка. Чем же я вам, горемыка, помочь смогу? (дети говорят, что ищут лучики) Есть у меня такой, я его в сугробе нашёл, думал, что морковка, обрадовался. Только зачем он вам? (дети поясняют) Эх, согревал он меня, но ради весны, так и быть, отдам. Только вы сначала поиграйте со мной, да согрейте. (играет в «Согревалочку» и отдаёт лучик) (все герои с детьми подходят к солнышку, прицепляют лучики, звучит звук волшебства) Солнце: Спасибо, ребята, теперь я попробую обогреть землю в полную силу. (Выбегает Зима с чучелом) Зима: Фух-фух, а чего так ярко? А чего так жарко? Не могу я тут находиться. Надо мне на Севере уединиться. (Ставит чучело в сугроб) Ах, это вы всё затеяли (рыдает) Неужели вам со мной плохо было? Сударушка: (жалеет) Что ты, Зимушка, что ты. Мы и Новый год встретили и Рождество …(перечисляет) Просто у природы правила свои, за ночью приходит день, за осенью зима, а за зимой весна. Скоморох: А из-за нас не переживай, мы ведь в будущем году вновь встретимся. (Зима рыдает) А хочешь мы вместе с ребятами для тебя весёлую пляску заведём? (Зима соглашается, флешмоб «Зимушка-зима») Зима: Удивили вы меня танцем задорным, только пора мне с вами прощаться! Прощайте, люди, и простите! На Зиму зла вы не держите. Желаю вам добра и света И тепла весной и летом! Сударушка: Вот и закончились наши приключенья, а впереди вас ждут праздники да поздравленья. Скоморох: Блины да варенье, прочие угощенья, яркие впечатленья. (Вместе) Веселись честной народ. Масленица идёт! |
ФОТОГАЛЕРЕЯ |
|
1 день - «ВСТРЕЧА» Встреча с гончаром в Липецком историко-культурном музее. Дети и родители узнали, что такое гончарный круг; увидели, как изготавливается глиняная посуда. Каждый получил в подарок глиняный горшочек, который расписали травяными узорами.
|
|
2 день – «ЗАИГРЫШ» Веселая была прогулка: катались с горок, водили хороводы, играли в народные игры.А в группе вместе с родителями создали мини-музей «Русская изба» и знакомились с его экспонатами. |
|
3 день – «ЛАКОМКА» Полакомились вкусными блинами, начинив их разными начинками и украсив каждый по своему вкусу. |
|
4 день – «РАЗГУЛЯЙ» Разгулялись на «широкую ногу». Квест-игра: «Приходи к нам, красна Масленица!». Ходили по станциям, выполняли задания и искали солнечные лучики. Солнышко лучиками землю обогрело, Зиму проводили песнями и плясками, Масленицу из беды выручили. В ролях Солнца, Волка, Медведя, Зайчика, Зимы выступали родители.
|
|
5 день – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ» Родители с детьми готовили дома блины, а в группе устроили чаепитие, угощали друг друга и делились рецептами. Получилась целая книга рецептов блинов. |
|
6 день – «МАЛАНЬИ (ЗОЛОВКИНЫ) ПОСИДЕЛКИ» Интересный мастер-класс провела родительница Татьяна Владимировна Бен Аммар. Она познакомила всех участников с традициями создания кукол-оберегов и предложила изготовить тряпичную куклу Масленицу. Родители так вдохновились таким занятием, что дома изготовили различных кукол и подарили в наш мини-музей.
|
|
7 день – «ПРОЩЕННЫЙ. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Завершили проект изготовлением с детьми бумажных кукол Масленичек, веселыми народными играми на прогулке, пением народной песни «К нам гости пришли, дорогие пришли…», игрой на народных инструментах вместе с родителями и широким застольем.
|